Что значит настроить колокола?

Отважно и спокойно встречаем проблемы современного колокольного искусства и с мудростью и верой ищем пути их решения. Присоединяйтесь!
Ответить
Аватара пользователя
Наталья Дьячкова
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 03 фев 2023, 21:15

Что значит настроить колокола?

Сообщение Наталья Дьячкова »

Классическая колокольня - это грандиозный музыкальный инструмент и, как все музыкальные инструменты, тоже нуждается в настройке.
Что же такое настройка музыкального инструмента в принципе? По сути настройка - это выстраивание нужных интервалов между струнами гитары, например, или выстраивание правильного звучания интервалов между клавишами пианино. Есть инструменты, в которых требуется регулярно проводить тонкие настройки (то есть выстраивать правильные интервалы), а есть такие, в которых все настройки делаются только один раз - при создании инструмента, и изменить это уже будет нельзя без значительных вмешательств в устройство самого инструмента.

Колокольня относится как раз к таким инструментам, в которых очень важно правильно выстроить все интервалы между колоколами сразу, еще до их установки и создания системы управления.
Аватара пользователя
Григорий Зарайский
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 30 янв 2023, 20:07

Re: Что значит настроить колокола?

Сообщение Григорий Зарайский »

Действительно, важна изначальная настройка гармоничного набора колоколов.
Всё на звоннице, как и в любом инструменте, должно работать на усиление эффекта и красоты звучания этого инструмента:
Правильный подбор колоколов; правильная архитектура звонницы(например, шатёр колокольни-свечи работает как резонатор);
Эффективная развеска, и удобная система управления звонарским инструментом...
Строители, литейщики и настройщики должны работать сообща, нацеливаясь на качественное создание и настройку колокольни. Если коллектив будет сплочённым и под единым началом все его участники будут работать дружно, то результат выйдет потрясающий!) 🔔
Аватара пользователя
А.А.Дьячков
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 26 июл 2022, 09:02

Re: Что значит настроить колокола?

Сообщение А.А.Дьячков »

Что означает правильная настройка?
Давайте уточним понятие.
Подбор колоколов между собой - это создание наиболее гармоничных интервалов между колоколами.
Осуществить это нам позволяет тот факт, что колокола одного веса и отлитые с одной модели дают различный главный тон звучания. (Причины этого явления можно обсудить в другой теме на форуме).
Соответственно:
1. На складе готовой продукции завода должно быть много отлитых колоколов каждого веса.
Например: 10 штук колокола с моделей 3кг, 5кг, 7кг для выбора тройки зазвонных. Чуть поменьше (не менее восьми) колоколов 9, 14, 20 и 33кг. Пять - шесть колоколов 33кг и 50кг. Не менее четырех 80кг. Два-три 140кг.
Более 200кг колокола подбирать приходится значительно реже, так как разница в звучании колоколов с одной модели уменьшается по мере возрастания веса. Более того крупные колокола часто идут с индивидуальными дарственными надписями и иконами, поэтому подбор изначально невозможен.
2. Звукоряд должен быть не только гармоничным, но и содержать при этом максимально возможное количество колоколов:
а) потому что из-за высокой стоимости не представляется возможным купить полный ряд колоколов с большими колоколами-благовестниками (по этой причине заказчики вынуждены сокращать количество колоколов)
б) чем больше колоколов в наборе, тем более разнообразные колокольные звоны можно исполнять.
===
В настоящее время подбором колоколов (как это описано выше) почти никто не занимается либо не уделяет этому важнейшему процессу достаточного внимания.
Предложу наилучший вариант распределения колоколов по группам, исходя из вышесказанного:
3кг - (ля#2 - до 3 октавы). Пусть это будет до 3 октавы. Тогда
Наилучшие интервалы в соответствием с весом колоколов:
3кг - до 3 октавы
4кг - ля 2 октавы (не менее малой терции по отношению к первому колоколу)
5кг - соль 2 октавы (между вторым и третьим зазвонными колоколами допускается интервал 1 тон)
7кг - фа 2 октавы (между самым малым средним и самым большим зазвонным желательно иметь малую терцию, но в принципе, допустим и 1 тон)
9кг - ре# 2 октавы
14кг - до# 2 октавы
20кг - си 1 октавы (малые наборы с большим колоколом 20кг очень пользуются спросом. Колокол с главным тоном си 1 октавы уже вполне может выполнять роль большого колокола не только потому, что он самый большой, но и по своему звучанию)

33кг - соль# 1 октавы
50кг - фа 1 октавы
80кг - ре# 1 октавы
140кг - до 1 октавы

220кг - ля малой октавы
400кг - фа малой октавы
800кг - до# малой октавы

1000кг - си большой октавы
2000кг - соль большой октавы
3000кг - фа большой октавы
6000кг - до# большой октавы
Аватара пользователя
Кирилл Наумкин
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 19 фев 2023, 12:23

Re: Что значит настроить колокола?

Сообщение Кирилл Наумкин »

Настроить колокол- сделать так, чтобы он звучал в определенной частоте звучания.

Многие производства работают по постоянным моделям, не меняя профиль и не работая на Звук. Это является главной проблемой в нашем литье.

Вот пример- в Европе нет одинаковых наборов колоколов- каждый колокол уникален по своему, звукоряд и обертона настроены по токарике 440 HZ , что и образует идеальный звук. Пример- Колокола Андреевского Монастыря в Москве.


У нас же в России - завод "Пятков и к" ,"Литэкс" отливают Штамповку!- абсолютно все наборы их производства звучат одинаково, разница может быть Минимальна!

Мы должны делать неповторимые Колокола, придумывать что- то особенно звучащее и поющее!


Колокол- идиофон, и в основе колокольной музыки лежит Фония, следовательно , нам нужно работать на звук- расширять наши возможности, делать на Заказ!


С уважением!
Музыкант, путешественник, исследователь)
Аватара пользователя
А.А.Дьячков
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 26 июл 2022, 09:02

Re: Что значит настроить колокола?

Сообщение А.А.Дьячков »

Кирилл Наумкин писал(а): 19 фев 2023, 12:46 Настроить колокол- сделать так, чтобы он звучал в определенной частоте звучания.
В целом согласен с Кириллом - каждый набор колоколов должен быть индивидуален по звучанию.
Однако хотел поделиться опытом нашего колокольного завода.
Даже с одной модели отлитые колокола порой дают разницу в звучании 1,5 тона (т.е. терцию).
Причем это не просто некий неуправляемый процесс.
Не обязательно менять модель. Можно управлять частотой основного тона с помощью технологических моментов: температура формы при застывании (различная усадка), увеличение времени затвердевания формы, скорость остывания отливки (и, соответственно, время кристаллизации).
Так же в исключительных случаях можно менять тон с помощью подточки.
Ответить