Орнаменты и надписи: влияют ли они на звук колокола?
Добавлено: 27 фев 2023, 18:02
Традиционно колокола украшают орнаментами, иконами и надписями.
Но важно учитывать тот факт, что любой рельеф на поверхности колокола, будь то иконы или орнаменты, делает толщину стенки колокола неодинаковой, то есть, если посмотреть колокол в разрезе, то в тех местах, где на колоколе присутствует орнамент, надпись или икона, там будет выпуклость, утолщение стенки.
А это, конечно, влияет на звучание колокола, на однородность и цельность звука. В зависимости от того, насколько велико отклонение (утолщение) стенки колокола от нормы, таково будет и влияние на звук.
Особенно это касается, если орнаменты и иконы располагаются на теле и на юбке колокола, где формируется звук.
Надо также учитывать, что по мере увеличения размера колоколов, эти отклонения и перепады толщины стенок будут уменьшаться, соответственно и отрицательный эффект на звук колокола тоже будет снижаться.
Например, на маленьких и средних колоколах весом менее пятидесяти килограммов поверхность колокола (тело колокола и юбку) рекомендуется оставлять ровной, поскольку из-за разного рода украшений в этих местах разница в перепадах толщины стенки будет очень ощутимой, и это ухудшит звук.
Однако, чем массивнее колокол и толще его стенка, тем меньше сказываться на звуке будут украшения, расположенные на поверхности. Это происходит за счет того, что с увеличением размера колокола относительный перепад толщины стенки колокола в тех местах, где располагаются орнаменты, иконы или надписи, будет менее значительным, а в больших колоколах весом более тонны художественные рельефы на поверхности колокола практически не влияют на звук.
Таким образом, для сохранения красивого звука колокола весом менее пятидесяти килограммов рекомендуется оставить ровными и гладкими (тело и юбку), а большие колокола можно смело украшать без риска ухудшения звучания.
Но важно учитывать тот факт, что любой рельеф на поверхности колокола, будь то иконы или орнаменты, делает толщину стенки колокола неодинаковой, то есть, если посмотреть колокол в разрезе, то в тех местах, где на колоколе присутствует орнамент, надпись или икона, там будет выпуклость, утолщение стенки.
А это, конечно, влияет на звучание колокола, на однородность и цельность звука. В зависимости от того, насколько велико отклонение (утолщение) стенки колокола от нормы, таково будет и влияние на звук.
Особенно это касается, если орнаменты и иконы располагаются на теле и на юбке колокола, где формируется звук.
Надо также учитывать, что по мере увеличения размера колоколов, эти отклонения и перепады толщины стенок будут уменьшаться, соответственно и отрицательный эффект на звук колокола тоже будет снижаться.
Например, на маленьких и средних колоколах весом менее пятидесяти килограммов поверхность колокола (тело колокола и юбку) рекомендуется оставлять ровной, поскольку из-за разного рода украшений в этих местах разница в перепадах толщины стенки будет очень ощутимой, и это ухудшит звук.
Однако, чем массивнее колокол и толще его стенка, тем меньше сказываться на звуке будут украшения, расположенные на поверхности. Это происходит за счет того, что с увеличением размера колокола относительный перепад толщины стенки колокола в тех местах, где располагаются орнаменты, иконы или надписи, будет менее значительным, а в больших колоколах весом более тонны художественные рельефы на поверхности колокола практически не влияют на звук.
Таким образом, для сохранения красивого звука колокола весом менее пятидесяти килограммов рекомендуется оставить ровными и гладкими (тело и юбку), а большие колокола можно смело украшать без риска ухудшения звучания.